Информационная карта программы: Наименование программы: «Дружная семья». Учреждение: МОУ «Заречная начальная школа-детский сад». Юридический адрес: 164111 Архангельская область, г.Каргополь, ул.Чеснокова, д.12Б. Тип лагеря: лагерь с дневным пребыванием детей. Количество участников программы: 40 человек. Цель программы: – организация эффективного отдыха и оздоровления детей в период летних каникул. Задачи программы: 1. Создать условия для разностороннего и содержательного отдыха и досуга, полноценного и безопасного оздоровления детей. 2. Создать условия для раскрытия внутреннего потенциала и самореализации детей в различных видах деятельности. 3. Воспитывать чувство патриотизма, формировать у детей мотивацию к духовно-нравственным ценностям: «Человек», «Семья», «Родина», доброжелательного общения, «Природа», «Жизнь», «Труд», «Земля», «Добро». 4. Формировать у детей навыки эмоциональной отзывчивости и толерантности. Целевая группа: учащиеся 1-4 классов МОУ «Заречная начальная школадетский сад», в возрасте 7-12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, а так же детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах до 20 человек. Направления деятельности: данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-нравственных традиций, активной гражданской позиции. Срок реализации: программа является краткосрочной и реализуется в течение лагерной смены (03.06.2024-27.06.2024). Кадровое обеспечение программы: начальник лагеря, воспитатели – педагоги МОУ «Заречная начальная школа-детский сад, медсестра, технический персонал. Пояснительная записка В школьные годы летние каникулы — самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям необходима смена деятельности, смена впечатлений. Каникулы — всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретением новых сил, богатейшее время для воспитания и самовоспитания. Этот период благоприятен для совершенствования развития личностных творческого возможностей, потенциала обучающихся, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения переоценить. детских В интересов основу и организации расширения кругозора закладываются невозможно здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Формирование социально-активной личности школьника в рамках данной программы основывается на духовно-нравственных ценностях, значимых для личностного развития и доступных для понимания: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря, программа может корректироваться в течение работы лагеря. Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативноправовых документов: Конвенцией ООН о правах ребенка; Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3; Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3; Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ; Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Областной закон от 30.09. 2011г. № 326-24-ОЗ «Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей». Постановление Правительства Архангельской области от 21.02.2017 № 85-пп «О мерах по реализации областного закона «Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей». Лагерь размещается на базе МОУ «Заречная начальная школа - детский сад», по адресу: улица Чеснокова, д.12Б. Цель и задачи программы: Цель программы: – организация эффективного отдыха и оздоровления детей в период летних каникул. Задачи программы: 1. Создать условия для разностороннего и содержательного отдыха и досуга, полноценного и безопасного оздоровления детей. 2. Создать условия для раскрытия внутреннего потенциала и самореализации детей в различных видах деятельности. 3. Воспитывать чувство патриотизма, формировать у детей мотивацию к духовно-нравственным ценностям: «Человек», «Семья», «Родина», «Природа», «Жизнь», «Труд», «Земля», «Добро». 4. Формировать у детей навыки доброжелательного общения, эмоциональной отзывчивости и толерантности. Принципы реализации программы 1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. 2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью. 3. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуальнопсихологическими особенностями детей; -создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; - активное участие детей во всех видах деятельности. 4. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. 5. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей. Основными методами организации деятельности являются: - Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью); - Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы); - Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности); - Метод коллективной творческой деятельности (КТД); - Метод интерактивного обучения (ролевые игры, дискуссии) Предполагаемые результаты: Созданы условия для разностороннего и содержательного отдыха и досуга, полноценного и безопасного оздоровления детей. Развитие у детей лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и духовно-нравственной и самодеятельности. Повышение чувства патриотизма, уровня гражданско-патриотической воспитанности детей. Повышение у детей уровня коммуникативной культуры, доброжелательного общения, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и толерантности. Совершенствование навыков индивидуальной и коллективной, творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности. Направления деятельности летнего оздоровительного детского лагеря «Дружная семья». Спортивно-оздоровительное направление. Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха. Задачи: сохранение и укрепление здоровья; совершенствования навыков здорового образа жизни; формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания; пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры и занятиями спортом. Форма работы: подвижные игры на спортивной площадке, пеших прогулок, принятия солнечных ванн; минутки здоровья; мероприятия по правилам личной гигиены; проведение спортивных и спортивно-развлекательных мероприятий. Творческое направление. Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка, для его творческого роста, и самореализации. Задачи: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; создание условий для реализации и развития творческого потенциала, разносторонних интересов и увлечений детей; формирование эмоционально – чувственной сферы личности, соучастие, сопереживание. Форма работы: творческие мастерские, конкурсы. Духовно-нравственное направление. Цель: воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края. Задачи: создание условий для утверждения в сознании воспитанников нравственных и культурных ценностей; формирование гражданского самосознания, ответственности; приобщение к духовно - нравственным ценностям своей Родины. Формы работы: экскурсии; познавательные и патриотические беседы; акции; мероприятия, приуроченные к памятным датам. Интеллектуально - образовательное направление. Цель: создание условий для интеллектуального развития детей, интересного, разнообразного, активного отдыха. Задачи: формирование первоначальных навыков коллективной работы; побуждение интереса к новой информации; воспитание уважения к интеллектуальному труду и его результатам. Форма работы: информационные беседы; просмотр фильмов/мультфильмов; игры и мероприятия на развитие творческого мышления. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Этапы реализации программы: 1.Подготовительный: -подбор кадров; -комплектование отрядов; -подготовка методических материалов; -подготовка материально-технической базы. 2. Организационный: -формирование отрядов; -знакомство с режимом работы лагеря и правилами; -оформление уголков отрядов. 3. Основной: -образовательная деятельность; -оздоровительная деятельность; -культурно-досуговая деятельность; -патриотическое воспитание; -трудовая деятельность; -методическая работа с воспитателями. 4. Заключительный: -закрытие смены (последний день смены); -сбор отчетного материала; -анализ реализации программы и выработка рекомендаций. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов. Педагогический коллектив представлен педагогами школы - людьмиединомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания. Для проведения спортивных мероприятий привлекается учитель физической культуры. Для проведения музыкальных мероприятий - учитель музыки. Для проведения занятий дополнительного образования и мастер-классов привлекаются специалисты организаций - социальные партнеры. Административно-хозяйственная постоянными сотрудниками деятельность школы, лагеря имеющими обеспечивается соответствующее профессиональное образование. Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: чёткое представление целей и постановка задач; конкретное планирование деятельности; кадровое обеспечение программы; методическое обеспечение программы; педагогические условия; материально-техническое обеспечение. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОХРАНЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД Инструктажи: «Правила пожарной безопасности» «По правилам электробезопасности» «По правилам дорожно-транспортной безопасности» «Правила поведения детей при прогулках и походах» «Правила при поездках в автотранспорте» «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом» «Правила безопасности на реке и водоемах» «Правила поведения с незнакомыми людьми» «Безопасность в доме» РЕЖИМ ДНЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» 8.30 - 9.00 - Сбор детей, зарядка 9.00 - 9.15 - Утренняя линейка 9.15 - 10.00 - Завтрак 10.00 - 12.00 - Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций 12.00 - 13.00 - Оздоровительные процедуры 13.00 - 14.00 - Обед 14.00 - 14.30 - Свободное время 14.30 - Уход домой КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности: Постановка реальных целей и планирование результатов программы; Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы; Благоприятный психологический климат; Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы; Творческое сотрудничество взрослых и детей; Проявление инициативы детей в организации досуга; Желание участвовать в работе лагеря в дальнейшем. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. 1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий. 2. Материалы для оформления и творчества детей. 3. Наличие канцелярских принадлежностей. 4. ИКТ-технологии. 5. Призы и награды для стимулирования. Список используемой литературы 1. Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sh32-kaliningrad-1. r27.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/lager/programma_lagerya_23.pdf, свободный -(дата обращения 15.03.2024). 2. Программа школьного оздоровительного лагеря [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://vk.com/doc326055550_657525562?hash=IxwZSPIHaoUF3XQUwyTkD9t ZDB4nMBGfvlIkNlq9s70&dl=ngeAFULuOCgEFaolkPigutYZzJumisgZUhUCzN ND3zz, свободный – (дата обращения 01.03.2024). 3. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере [Текст] / Л.В.Байбородова.- Ярославль:Академия развития, 2013.-240с. 4. Григоренко, Ю.Н., Пушина, М.А. Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых [Текст] / Ю.Н. Григоренко, М.А. Пушина.- Москва: Педагогическое общество России, 2000.- 210с. 5. Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю., Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе [Текст] / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова.- Москва: Кипарис-2, 2018.-120с. 6. Ромашина, Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме [Текст] /Н.Ф.ромашина.- Москва: Глобус, 2017.-157 с. 7. Шмаков, С.А. Игры-шутки, игры-минутки [Текст] / С.А.Шмаков.-Москва: Московское городское,2002.-132с.